Блестящие рекламисты

<< История возникновения

 

Следует сказать немного слов о людях сделавших американскую рекламу столь значительной. Это гиганты рекламы, владевшие всеми ее приемами. Каждый из них возглавлял свое собственное агентство. Они сами обучали своих сотрудников. Их агентства были не только рекламными фабриками, но школами рекламы. Многие блестящие рекламисты начинали свою карьеру, работая у этих монстров рекламы. Можно сказать, что эти люди создали современную рекламу. Перечислим имена самых великих рекламистов двадцатого века - это Альберт Лэйскер (Albert Lasker), Cтэйнли Ризор (Stanley Resor), Раймонд Рубикэйм (Raymond Rubicam), Лео Барнетт (Leo Burnett), Клауд Си Хопкинс (Claude C. Hopkins), Билл Бернбах (Bill Bernbach) и Дэвид Огилви (David Ogilvy).

Альберт Лэйскер (Albert Lasker)

Альберт Лэйскер (1880-1952) возглавлял крупное рекламное агентство Лорд-энд-Томас (Lord & Thomas) в течение 44-х лет. Вначале, он был клерком в этом агентстве, но затем стал искать для агентства заказы. Когда ему было двадцать лет он выкупил контрольный пакет акций агентства. Через несколько лет он закупил 95 процентов акций агентства. А. Лейскер умел получать рекордно большие гонорары и считается, что он сделал денег на рекламе больше всех других. В 1918 Лейскер занимался предвыборной кампанией Теодора Рузвельта. В последующие годы он не раз помогал организовывать предвыборные кампании. В своем агентстве он был диктатором. Он говорил: «Я хозяин этого бизнеса, следовательно я определяю политику. Лорд-энд-Томас это торговая марка для Альберта Д. Лэйскера делающего рекламу». С другой стороны он хорошо платил своим сотрудникам и сам обучал их рекламному делу. Его агентство делало рекламу для многих крупных компаний. Среди них были General Electric, Quaker Oats, RCA и Lucky Strike.

В 1942 году он решил выйти из рекламного бизнеса. А. Д. Лэйскер передал свое дело трем молодым умным мужчинам - Футу (Foote), Коуну (Cone) и Белдину (Belding). Сам он умер десять лет спустя. В агентстве Альберта Ласкера Lord & Thomans работал самый известный в те годы составитель рекламных текстов Клод Хопкинс. Он получал немыслимую по меркам тридцатых годов зарплату - 185 тысяч долларов в год. К. Хопкинс много занимался прямой почтовой рекламой. Анализируя её результативность он создал систему принципов рекламы и рекламных законов. Он обобщил свои находки в книге «Научная реклама» (1923). К. Хопкинс считал: «Одна реклама сравнивается с другой, один метод с другим.. Недопустимо никакое гадание на кофейной гуще. Обязательно нужно знать, что окажется самым лучшим. Таким образом, реклама заказов по почте впервые установила многие из наших основополагающих законов.

Cтэйнли Ризор (Stanley Resor)

Не менее значительным деятелем рекламы был Стэйнли Ризор (1879 - 1962) (Stanley Resor). Он возглавлял рекламное агентство J. Walter Thompson. Когда он начал руководить этим агентством оно приносило 3 000 000 долларов в год. 45 лет спустя это агентство стало одним из самых больших в мире и стало приносить 500 000 000 долларов дохода.

Секрет его успеха в умении привлекать исключительно способных людей и обращаться с ними так уважительно, что они никогда не уходили из его фирмы. Среди них были многие известные деятели рекламы таки как Sam Meek, James Webb Young, Henry Stanton, Ken Hinks and Gilbert Kinney. Ни одно другое агентство не имело команду такого калибра и в течении столь длительного времени. Ризор никогда не властвовал подобно Лэйскеру. Он советовался с сотрудниками и оставлял им возможность иметь и высказывать свое мнение. Его агентство самостоятельно развивалось. Когда к нему приходили устраиваться на работу он предлагал выбрать вид деятельности, которым вновь прибывший хотел бы заниматься.

С. Ризор был человеком жестких принципов. Он отказывался рекламировать сигареты и спиртные напитки, а так же медицинские препараты. Несмотря на то, что многие фирмы, как, например, Camel предлагали ему огромные суммы. Его агентство проводило много исследований среди потребительских масс. Они собирали информацию о наиболее покупаемых товарах и анализировали эффективность различных рекламных компаний. Он первым в США открыл представительства своего агентства в других городах страны. Это агентство считалось «университетом» рекламы. Многие сотрудники смогли освоить в нем рекламное мастерство и открыть свое дело. Одним из них был Дэвид Огилви.

Раймонд Рубикэйм (Raymond Rubicam)

Другой крупной фигурой в области рекламы был Раймонд Рубикэйм (1892-1978) (Raymond Rubicam). Он закончил школу в 15 лет и стал путешествовать по стране. За небольшой период времени он успел сменить массу специальностей и работ. Он успел побывать клерком в судоходной компании, торговым агентом в различных фирмах, звонарем и газетным репортером. В рекламный бизнес он пришел в 24 года, устроившись копирайтером в агентство F. Wallis Armstrong в Филадельфии.

Рубикэйм оставался в этом агентстве в течении трех лет, но не получал от этого удовольствие. В 1919 году он перешел в агентство N. W. Ayer, наиболее крупное в то время. Там он написал рекламные объявления, которые были включены во все антологии шедевров рекламы. Одно из них рекламировало рояли фирмы Стэнвей. Заголовок гласил: «Бессмертный инструмент». В самом объявлении было сказано, что Стэнвеи это высшие рояли за всю историю музыки. Как в дни Листа и Вагнера, Рубинштейна и Берлиоза так и сейчас Стэнвей остается превосходным инструментом.

Спустя четыре года Р. Рубикэйм покидает N. W. Ayer и совместно с Джоном Ором Янгом (John Orr Young) создаёт агентство Янг-энд-Рубикэйм (Young & Rubicam). Их стартовый капитал составил 5000 долларов. В последствии это агентство стало крупнейшем или, может быть, вторым по величине. Его обороты в 60-80 годы составляли около трех миллиардов долларов в год. В этом агентстве работали многие известные рекламисты и дизайнеры в том числе и лучший в Америке арт-директор Вагн Фланери (Vaughn Flannery). Он занимался дизайнерским оформлением рекламы.

Раймонд Рубикэйм утверждал, что рекламировать продукты можно без ложных доводов и преувеличений и от этого их сбыт не станет хуже. Ранний успех Young & Rubicam принес тот факт, что их самым большим клиентом была компания General Foods.

Р. Рубикэйм не был так консервативен как Стэйнли Ризор. В 1946 году, когда американцы сбросили бомбы на Японию, Рубикэйм заявил в одном интервью, что этим они заставили Японию сдаться и Америка стала моральным лидером в мире. Он работал в своем агентстве в течении двадцати одного года, что значительно меньше аналогичного стажа других гигантов рекламы.

Лео Барнет (Leo Burnett).

В начале он работал репортером в Peoria Journal. Позже, он попал на работу в рекламный отдел компании Кадилак, из которой он перешел в рекламное агентство в Индианаполисе. После десяти лет работы там, он перешел в агентство Эрвина Уэйсли, где работал начальником отдела. В 1935 году Барнет основал свое собственное агентство в Чикаго. За следующие двадцать лет своей жизни он превратил это агентство в крупнейшее в мире.

Он является лидером и основателем Чикагской школы рекламы. В процессе создания рекламы он придерживался трех основных принципов:

  1. Спектакль содержится в каждом продукте. Наша работа №1 обнаружить его и извлечь из него выгоду
  2. Когда вы достигаете звёздного мастерства вы можете быть не совсем удовлетворены результатами своей работы, но вы никогда не сравняетесь с грязью
  3. Погрузите себя в вашу тему, работайте как в аду, с любовью, честолюбием и прислушиваясь к голосу интуиции

В его агентстве был установлен очень высокий стандарт качества рекламы. Для его поддержания была создана Творческая Рецензионная Комиссия. Все работы арт директоров и копирайтеров должны были ею утверждены прежде чем будут запущенны в СМИ.

Величайшей изобретением Лео Барнета была рекламная компания сигарет фирмы Marlboro. До настоящего времени это его изобретение продолжает использоваться. Почти все рекламные продукты Marlboro содержат изображение свободного мужественного ковбоя, путешествующего по каньону. Этого ковбоя можно увидеть в Китае, Японии, Англии, Австралии и в любой другой точке земного шара. Немногие рекламные изобретения способны одинаково сильно действовать в течении 35 лет.

Бил Бернбах (Bill Bernbach)

Самым молодым среди выше перечисленных гигантов рекламы является Бил Бернбах (1911-1982) (Bill Bernbach). Он окончил нью-йоркский университет со степенью по английской литературе. Затем он устроился в почтовый отдел агентства Schenley. После него он работал в агентстве Weintraub.

Во время второй мировой войны он попал в армию. После нее устроился работать в агентство Gray. Четыре года спустя он основал совместно с Недом Доулом (Ned Doyle) и Максом Дэйном (Max Dane) рекламное агентство. Уставной капитал этого агентства составил 1200 долларов. Агентство было названо Doyle Dane Bernbach. Через несколько лет оно вошло в десятку крупнейших в мире, с оборотом в один миллиард долларов в год. Он создал такую атмосферу в своем агентстве, что талантливые люди процветали в нем.

Он прославился благодаря рекламной компании автомобилей Wolksvagen. Wolksvagen «жук» плохо продавался в США. Компания обратилась в агентство Doyle Dane Bernbach и в результате они стали продавать 500 000 машин в год. Они создали культ Wolksvagen в Америке противопоставив данные небольшие экономичные машины гигантским американским полнолитражкам. Например, на одном плакате, помещенном в нескольких американских газетах и журналах, был изображен крошечный автомобиль на большом сером прямоугольнике. Внизу плаката помещались описания технических характеристик машины. В создании этого плаката в 1962 году принимали участие копирайтер Джулиан Койнинг (Julian Koenig) и арт директор Хельмут Кроун (Helmut Krone).

Doyle Dane Bernbach организовало много успешных рекламных компаний для многочисленных корпораций.

Дэвид Огилви (David Ogilvy)

Сейчас мы рассмотрим деятельность одного из самых значительных деятелей рекламы - Дэвида Огилви. Французские экономические журналы ставят его в один ряд с людьми, содействовавшими Индустриальной революции такими как - Адам Смит, Эдисон, Карл Маркс, Рокфеллер и Форд. В 1949 году Д. Огилви основал на Мэдисон Авеню в Нью-Йорке небольшое рекламное агентство. Он назвал его Ogilvy & Mather. Через несколько лет оно стало одним из четырех крупнейших рекламных агентств в мире, со 140 офисами в 40 странах.

Это агентство рекламировало почти все ныне существующие товарные знаки. Осветим несколько наиболее удачных рекламных компаний сделанных им. Когда он взялся рекламировать автомобили Роллс-Ройс, фирма продавала 10000 машин в год. В результате рекламной компании организованной Дэвидом Огилви они смогли продавать 40000 машин в год. Успех компании базировался на установке, что Роллс-Ройз самая тихая машина в мире. Слоган в каждом рекламном объявлении гласил: «При скорости в 60 миль в час мощнейший шум происходит в новом Роллс-Ройсе от электрических часов». В самом объявлении обстоятельно рассказывалось благодаря каким устройствам машина приобрела эти свойства. Не менее удачной была аналогичная компания сделанная им для немецкой фирмы Мерседес-Бенц.

Не менее значительную рекламную компанию Огилви сделал для мыла Dove. Это мыло могло рекламироваться, как мыло для грязных мужских рук, но стало мылом для нежной женской кожи, т. к. мыло в магазинах покупают, обычно, женщины. Эта реклама принесла огромный успех этому мылу, а установка, что Dave женское мыло работает до сих пор.

Однажды, к Д. Огилви обратился директор компании Швепс (Schweppes), производящей содовую. Огилви решил использовал колоритную внешность своего клиента для рекламы напитка, им производимого. Огилви считается мастером телевизионной и журнальной рекламы. Он не любил рекламные щиты и другие виды уличной рекламы.

Помимо удачных рекламных компаний Д. Огилви написал несколько книг по теории и истории рекламы. В вышедшей в 1954 году его первой книге «Confessions of an Advertising Man» он описал создание и становление своего рекламного агентства. В другой своей книге «Ogilvy on advertising» он описал методы создания успешной рекламы и историю наиболее значительных рекламных агентств. Перечислим еще несколько фактов существенных для истории зарубежной рекламы. Впервые радио-реклама появилась в 1922 году на Нью-Йоркской радиостанции Weaf.  Первые рекламные радиопередачи появились в 1922 году.

В двадцатом веке произошел расцвет рекламы. Её огромные потоки обрушились на каждого жителя нашей планеты. Каждый человек ходя по улицам, смотря телевизор, слушая радио или читая газету ежедневно подвергается воздействию рекламы.

В 1950-е годы общий оборот рекламной индустрии составлял 10 миллиардов долларов в год. В семидесятые этот оборот вырос с 40 миллиардов до 80. В восьмидесятые он пересек черту в сто миллиардов.

С 70-х по 90-е годы объем рекламы в газетах уменьшился. Объем же телевизионной рекламы увеличился. Масштабы радио-рекламы не изменились в эти годы, сохраняя достаточно незначительный уровень. Объем рекламы в журналах уменьшился.

Появление новых более совершенных средств массовой коммуникации дало возможность рекламе достигнуть этих гигантских масштабов.

 

<< История возникновения